Мерешко Ольга Александровна, воспитатель ,МДОУ№ 5 г. Касли
«Есть проблема? Поиграй!»«Есть проблема? Поиграй!»Неважно, малыш у вас или подросток, игра — это азартная радость, раскрепощение, счастливый смех это естественное состояние человеческой души. Поиграйте — и вы почувствуете, чем дышит ваше сокровище, и поймете, чего ему не хватает и почему он так, а не иначе, ведет себя. Вы оцените его мир — мир, где любовь и радость идут сначала, а все остальное — потом.Дети живут в настоящем Внутри каждого ребенка есть пружинка под названием «инициатива», которая раскручивает его с утра до вечера. Попробуйте посчитать, что успел ваш малыш придумать и реализовать за каких-нибудь несколько часов. Порисовал, поел и покормил кукол, поиграл с собакой в мячик, упал-поплакал, сделал зарядку, помыл с мамой пол, половил рыбок в тазике с водой и там же растворил пачку мела, снова помыл всем этим пол и удивился, какой он разноцветный... Сколько времени прошло? Правильно, всего два часа. И в каждое занятие ребенок погружается с головой. Раньше его легко можно было отвлечь, «переключить» на новое занятие. Теперь же он жаждет осуществить то, что сам замыслил, причем, действует упорно и целенаправленно. Родители, конечно, могут притормозить свое чадо, но, если его действительно что-то интересует и ему хочется это сделать, он будет повторять попытки снова и снова. Если ребенок задумал научиться зашнуровывать свои ботинки или укладывать мамины бигуди в длинный «паровоз», мешать ему бесполезно. Дети прекрасно чувствуют, какие новые действия надо им освоить и какие новые способности приобрести. Повторяя одно и то же снова и снова, они оттачивают свое умение, а заодно учатся намеренно и целенаправленно добиваться результата. Дети живут в настоящем. И то, чем занят ребенок сейчас, сию минуту, для него — самое главное дело. И нам надо с этим считаться. Малыш имеет полное право протестовать, если вы вдруг, по непонятным ему причинам, прерываете его занятие. А что, разве не так? Только представьте: вы делаете очень важную работу, и вдруг кто-то подходит и ни с того ни сего заявляет: «Хватит, идем со мной». Относитесь с уважением к занятиям вашего малыша, тогда вы сможете тактично подойти, культурно позвать и, если он занимается действительно «не тем», эффективно переключить его внимание — перестроить его с одного занятия на другое. Увлечь за собою и не поссориться Иногда, правда, это легче сказать, чем сделать. Вам пора отправляться в детский сад, а сынишке захотелось отремонтировать разобранную вчера машинку. Самый лучший способ настоять на своем — не спорить. Игры для переключения внимания
Как переключить ребенка с одного вида деятельности на другую Детям, особенно очень маленьким, трудно оставить одно занятие, особенно если оно интересное, и переключиться на другое. Делайте это в игровой форме — и никаких капризов и протестов не будет. И вы спасены! Переход от одного занятия к другому становится увлекательным и интересным, если вы используете забавные приговорки. Например, вот такие:
Секрет хорошего поведения Любой ребенок с удовольствием делает две вещи: он либо сотрудничает с родителями, либо сопротивляется им. И то и другое позволяет ребенку оставаться в центре внимания, а это для него очень важно. Так что вопрос дисциплины решается очень просто: с раннего возраста надо поступать так, чтоб ребенок понял: ему выгодно сотрудничать с вами. Ваш малыш явно не в духе, и вы не понимаете почему. Понять причину плохого настроения — это главный шаг к устранению «сердитой» проблемы. Но в том-то и беда, что дети не любят, а чаще всего не могут выявить, а уж тем более объяснить нам, «что случилось», «что с тобой», «почему ты...». Это только кажется, что причина детской вредности и капризов лежит на поверхности (не купили игрушку, получил двойку, хотел шоколадку, а накормили супом и т. п.). На самом деле за внешней причиной стоит другая, и она куда глубже и важнее. Возможно, ребенок рассуждает так: «не купили игрушку, а у младшей сестры новая кукла», «получил двойку, а так старался хорошо написать» и т. п. Но, оказывается, что этот уровень, опять-таки, не истинная причина. Как в луковице: снимаешь один слой и видишь следующий. «Сестре купили, мне нет — ее любят больше», «получил двойку, теперь скажут, что лентяй», и т.п. Противное, то есть против правил поведение ребенка чаще всего является ответной реакцией на какую-то ситуацию, в которой или его личные ожидания не оправдались, или сам он не оправдал чьих-то ожиданий... Какое уж тут хорошее настроение, если «они делают так... меня не любят... следовательно, я плохой... ну и пусть...» — примерно таков внутренний монолог ребенка. Ваше дитя «закрылось», и все ваши воспитательные меры и душеспасительные беседы до такого обиженного ежика просто-напросто не дойдут. Потому лучше всего оставить его в покое. И никаких мер принимать не надо. Кроме одной… Играть! В игре вы не просто родитель, вы еще и друг, союзник, единомышленник, тот, кому можно доверять. Просто поиграйте с ребенком Не важно, малыш у вас или подросток, игра — это азартная радость, раскрепощение, счастливый смех—это естественное состояние человеческой души. Для этих игр не надо выбирать специально время и место. Вы можете заниматься своими делами, а между делом играть. Вполне вероятно, что ребенок категорически откажется от игры, тогда скажите: «Ну и не надо» — и... начинайте играть «в одни ворота». Проверено: ребенок к вам обязательно присоединится. Малыши — раньше, дети более старшего возраста продержатся дольше, но, в конце концов, тоже подключатся. Чем больше участников в игре, тем веселее. Пробуйте, выбирайте. Что для вас окажется самым забавным — то и подойдет. Эти игры-шутки помогут и вам, и ребенку восстановить порядок и взаимодействие, когда малыш вышел из себя и никак не желает «возвращаться» обратно.
Дети любят, когда к ним прикасаются, хотя те, кто постарше, упрямо не сознаются в этом. Ну и пусть. Зато они почувствуют, как с вами хорошо.
Нам легче идти на контакт, когда у нас есть что-то общее. Даже если это всего лишь забавные жесты.
Да и пободаться тоже неплохо. Непременно захочется потом порезвиться и поскакать.
Ему на радость, себе на перемирие Игра — это, фактически, детский образ жизни. И играя со своими детьми, у взрослых появляется удивительная возможность снова окунуться в детство. И даже если мы не хотим туда, они все равно нас зовут за собой. Как знать, может быть, им хочется, чтобы мы снова почувствовали себя беспечными и юными? Играйте с детьми. Нет способа проще и легче разрешить сложные воспитательные проблемы. Поиграйте — и вы почувствуете, чем дышит ваше сокровище, и поймете, чего ему не хватает и почему он так, а не иначе ведет себя. Вы оцените его мир — мир, где любовь и радость идут сначала, а все остальное — потом. «Да не умею я играть...», «скучно...», «ну сколько можно загонять в гараж эти машинки?!» — сетуют некоторые родители. Но ведь игра — это не только куклы, мячи и конструкторы. Можно мыть пол, а можно драить палубу корабля, можно жевать геркулесовую кашу, а можно есть овсянку на завтрак перед дальним походом. И не важно, что поход до соседнего парка, удивительные приключения случаются везде — стоит лишь захотеть и дать волю своему воображению.
Дети — народец действия. Вот и действуйте: ему на радость, себе на перемирие. Возможно, вы сами, играя, ощутите, как груз прожитых лет скатывается с плеч, а проблемы, которые вас «достали», растворяются в заливистом смехе вашего малыша. А главное, вы начнете не просто слушать, а слышать и понимать друг друга. 20 апреля 2023 в 18:41
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.