Играем, рисуем, читаем. Как рисование помогает в обучении чтению?
Наверняка и Вы уже пробовали рисовать, лепить и клеить со своим ребенком. Художественное творчество с мамой очень полезно для обеих сторон: мы, взрослые, расслабляемся и становимся более открытыми к нашим детям, погружаемся в атмосферу творчества. Дети же не только «развиваются», но и устанавливают творческие и позитивные отношения со взрослым, пробуют свои силы, начинают чувствовать себя более уверенными и компетентными.
Именно потому, что совместное творчество так увлекает и маму и ребенка, рисуя, можно легко научить малыша осознанному чтению и письму. Подписывание рисунков становится первым шагом к чтению, причем к настоящему чтению, а не просто угадыванию слов на плакатах и карточках. Рисунок в значительной мере – абстракция. Ведь нарисованное яблоко не пахнет, его нельзя взять, съесть, и все равно это яблоко для Вашего ребенка! Слово «яблоко» – еще большая абстракция, оно ведь даже не выглядит, как яблоко. К этой абстракции малыш готовится именно при помощи акта рисования.
Рисование готовит малыша к письму и с точки зрения моторики: помните наши школьные прописи с рядами «палочек»? А в рисунке мы естественным образом учимся выводить линии и фигуры разного типа. Надписи по нашей методике связаны с рисунком и эмоционально, это не просто «бирки» или карточки, а часть игры на бумаге.
Как же нам играть, чтобы увлечь малыша и помочь ему освоить новые знания и навыки?
1. Находим сюжет
Сюжеты для рисования, да и для любых игр с ребенком мы рекомендуем брать из его повседневной жизни. Играем мы в то, с чем малыш уже успел познакомиться дома, на улице, в игре, в книжке, и самое важное, это вызвало у ребенка положительные эмоции. Вы ходили в лес за грибами или ягодами, вместе пекли пирожки, видели на улице большую собаку или попали под дождик? Такие яркие впечатления — лучшая основа для наших игр и рисунков.
Для рисования с малышами около года лучше выбирать сюжеты, которые проще всего изобразить буквально несколькими мазками или линиями: дождик, листопад, травка, ягодки, дорожка. С возрастом и с опытом можно будет перейти и к более сложным сюжетам — животным, людям, машинам и т.п.
2. Рисунок — только часть игры
Часто играть начинаем ещё на прогулке, извлекая сюжеты из окружающей действительности, изучая их детально. Если, гуляя, мы видели падающие листья, то придя домой, мы можем поиграть листочками, вырезанными из жёлтой и красной бумаги, кидая их по одному или все вместе, дуя на листочек, лежащий на ладошке, или складывая их в мисочку, чтобы потом высыпать и сделать «метель»!
Сюжет можно обыгрывать разными способами: покружиться в танце, как осенние листики, и спеть песенку на любой мотив:
Листья желтые летят, листья красные летят,
Потому что дует ветер, потому что листопад!
Очень важно перед рисованием или другими творческими играми за столом немного подвигаться, потанцевать вместе с малышом и попеть. Это поможет вам настроиться на творчество, наладить контакт друг с другом. Удовлетворив двигательную потребность организма, садимся к маме на ручки и рисуем, разворачивая сюжетную линию на бумаге!
3. Рисуем вместе с мамой
С маленькими детьми мы рисуем, используя прием «из руки в руку». То есть мы вкладываем фломастер или кисточку в ручку малыша «правильно», обхватываем сверху своей рукой и так, направляя движения ребёнка, вместе рисуем. Только не стоит сильно надавливать на ручку малыша, тогда у него сложится впечатление, что он все делает сам. Чтобы вам было проще понять, как рисовать вместе с ребенком, мы записали наглядное видео.
Сам процесс рисования в зависимости от возраста ребенка может занимать от нескольких секунд до 5 минут. Маленьким деткам сложно подолгу удерживать на чем-то внимание, и длительное время сидеть на одном месте для них неестественно. Например, если мы решили изобразить осенние листики, можно буквально несколько раз промакнуть кисточкой с краской по листу — вот и листопад получился. Если ребенок устал или есть сложные детали, что-то может дорисовать мама.
4. Подписываем рисунок
Подписывание рисунков — это, пожалуй, один из первых, самых простых и доступных любой маме шагов на пути обучения малыша чтению. Подписываем мы также «из руки в руку». Если малыш уже успел утомиться, мама может доделать надпись, пока он смотрит. Чтобы ребенку было проще воспринимать пока не привычный для него написанный текст, очень важно не усложнять надпись, выбирать знакомые ребенку слова, яркие эмоционально окрашенные фразы.
Буквы не стоит делать слишком толстыми, это мешает восприятию слова. Используйте обычные фломастеры. Также не стоит писать буквы тонкими фломастерами или авторучкой, ребенку будет их не видно.
Буквы на рисунке лучше писать не слишком большие, высотой примерно в один сантиметр, а шириной чуть меньше. Расстояния между ними делаем небольшое, чтобы буквы не «разбегались» в разные стороны, но и не сливались в слове. Написание слишком больших или широких букв мешает зрительному восприятию слова и не позволяет написать фразу полностью.
Слово пишем фломастером яркого цвета. Если в фразе два-три слова, все они пишутся одинаковым цветом. Можно и вторую фразу писать тем же цветом, но лучше все-таки взять другой фломастер, чтобы облегчить чтение текста.
Когда вы перечитываете фразу вместе с малышом, попробуйте обводить одно слово за другим по ходу чтения. Ребенок увидит, как из отдельных слов складывается фраза. Каждое слово мы обводим в отдельный овал ярким фломастером. При этом для обводки слова в одной фразе используем один и тот же фломастер.
В дальнейшем, если ребенок достаточно опытен, и вы уже перешли к изучению букв (да-да, в рамках нашей методики обучения чтению, мы переходим от слов к буквам, а не наоборот), можно точно так же показать, что слово состоит из букв. Для этого обводим буквы внутри слова фломастером контрастного цвета. Делая обводку букв, не стоит слишком прижимать линию к самой букве. Стараемся сделать наше движение свободным, уверенным, быстрым.
Писать можно на местах, свободных от самого рисунка — внизу листа или наверху. Кроме того, можем некоторые слова написать прямо в самом рисунке: «кап-кап», «топ-топ», «Привет, мама!» Главное, чтобы это было оправдано – эмоционально и художественно. Слова пишем без переносов. Для этого нам придется сразу рассчитать правильно длину слова, фразы и величину букв.
Обычно на рисунке можно разместить 2-4 слова. Для самых маленьких и неопытных достаточно и одного красивого слова, например, «ягодка».
В надписях можно использовать некоторые слова и строчки из любимых сказок и стихов, к примеру: «Снесла курочка яичко!» или «Я колобок-колобок!» или «По малинку в сад пойдём!» Ребёнок в дальнейшем с удовольствием читает знакомые слова и фразы на рисунке и с гордостью показывает их своим куклам, папе и бабушке!
5. Указываем авторство
Очень важно всегда указывать авторство рисунка или поделки, малыш будет очень рад и горд, зная, что такую красоту сделал он сам, это его творчество! Написать «Рисовал Саша» имеет смысл даже с младенцем, это может стать одним из первых моментов осознания себя и своих действий. Для начинающих и самых маленьких можно не подписывать полностью, а пока просто написать: «Саша». Подпись делается печатными буквами, такими же по размеру, как и все остальные надписи. Ставится она немного в стороне от других надписей и другого цвета, хотя это вовсе не обязательно, просто так она лучше видна.
6. Радуемся: какая красивая картина у вас получилась! Покажите ваш шедевр бабушке или папе, а если никого нет дома — любимой игрушке. Пусть она тоже похвалит работу малыша и перечитает надпись, проводя лапкой. Помните, что самый главный результат игры — ваше с малышом удовольствие от совместного творчества!
Поняв общие принципы таких игр с рисованием и надписыванием, и неоднократно попробовав их вместе с малышом, вы сможете импровизировать и легко обыгрывать любые сюжеты.
Источник: https://materinstvo.ru/art/9441 Materinstvo.ru